У Вищому антикорупційному суді пройшло чергове засідання у справі колишнього замголови правління ПАТ «Укргазвидобування» Олексія Тамразова за обвинуваченням у дачі хабара прокурору Костянтину Кулику.
Про це повідомляє «Судовий репортер».
Під час засідання демонструвалися аудіо- та відеозаписи негласних слідчих розшукових дій, на яких у липні 2018 Тамразов начебто домовлявся із Куликом про сприяння у знятті арешту з близько 9 млн кубів природного газу, що обліковувалися за ТОВ «Фаворит Систем» і проходили як доказ у кримінальній справі про діяльність злочинної організації Януковича-Курченка.
Олексій Тамразов: По нашим ничего не сложилось. Судья уперлась, на 27-е рассмотрение. Эта Лариса…
Прокурор Кулик: Цокол? (мається на увазі колишня суддя Печерського райсуду міста Києва Лариса Цокол)
Тамразов: (нерозбірливо) Она говорит, что надо, чтобы прокуратура написала письмо, что она не против, чтобы они не явились на заседание…
Кулик: Чтоб мы не явились или чтоб мы написали им письмо?
Тамразов: (щось говорить нерозбірливо)
Кулик: А можно детально, как она хочет? Потому что есть два вида письма: где мы пишем, что прокурор задействован в другом процессе и не является, когда он в зале где-то; второе – когда мы пишем, что поддерживаем какую-то сторону и не являемся. То есть или мы стоим и поддерживаем позицию прокурора, или поддерживаем позицию адвоката. Но если мы поддерживаем позицию адвоката, то мы понимаем, в чем она заключается.
Тамразов: Ну позиция…
Кулик: Если он не явился и это не прочитал, то мы не можем её поддерживать
(частина розмови нерозбірливо)
Тамразов: Ну давай лучше сам завезу. Лучше встретимся когда удобно и я отдам сразу позицию адвоката. Ты почитаешь и скажешь, что можна в этой ситуации…
Кулик: Еще один момент… Есть такой Женя Болотин, амстердамский. Есть такой Ульф. Не знакомы?! Это окружение Ставицкого. Бегает этот Женя Болотин по зарубежным СМИ… дословно звучит так: «У Ставицкого, у нас, есть бюджет, нужны публикации по Кулику в связи с тем, що он на нашу фирму хочет поставить своего исполнительного директора»…
Тамразов: А причем тут исполнительный директор?
Кулик: Ну вот я и хотел…
Тамразов: Какая-то фигня… Может он что-то другое…
Кулик: Может ее покупать и покупают.
Тамразов: С 2015 года директор же немец или с 2016.
Кулик: Тогда кто-то что-то еще делает…
Тамразов: Ты вообщем не переживай. Я теоретически могу с ним пообщаться, через кого-то узнать. Теоретически установить связи я могу пойти.
Кулик: Потому что он поднимает такие недалекие… В Амстердаме живет полуаферист. А Ульф он связан с ФСБ, он сидел в Израиле лет 7-8 за убийство, досрочно вышел…
Тамразов: (нерозбірливо)… Наберет того кто рядом со Ставицким и спросит.
Кулик: Если можно, потому что надо понять, что происходит… Это раз. Второе, хотел спросить. Флешка – часть, честно скажу, у нас была. Часть не была – особенно раздел, где люди… взятки кому давались. Графу – кому сколько… Часть была – СМИ выкидавали. Часть мы нашли по гаражам, когда катались…
Тамразов: Я это попробую все в оригинале.
З приводу флешки, то, скоріш за все, Тамразов передавав Кулику матеріали по злочинній організації Курченка.
Кулик: Ставицкий… всех записывает, потом частично зачем-то выкладывает. Если б он мстил, думаю, он бы выложил все, не морочил бы голову.
Тамразов: Оставляет.
Кулик: Зачем?! … Если к нему кто-то близко подбирается, он может что-то засветить и… Выкидывает, чтобы показать основания политического убежища… Тут есть дело по Украине, что он подделывал…
Тамразов: Месторождение какое-то?..
Кулик: … В суд за это. Это будет скорее всего основанием для пересмотра и выдачи его сюда.
Наступна зустріч Тамразова та Кулика відбулася через два дні, 12 серпня 2018 року, в ресторані «Курені». На неї Олексій Тамразов привіз клопотання представника компанії «Фаворит Систем», якій належав арештований газ. Кулик ознайомився з документом, але в процесі розмови вони так і не дійшли остаточного рішення стосовно дій прокуратури.
Кулик: Ну, что может быть… Прокурор может быть занят в другом процессе и не попасть 27-го. Второе – прокурор может попасть и высказать позицию – там за, против, оставить на усмотрение судьи. Сможет она рассмотреть, если прокурор просто напишет, что я там занят и не являюсь в процес?
Тамразов: Ну я тоже ей так предложил, но не услышал пока ответ (частина нерозбірливо)
Кулик: Просто если мы пишем такое письмо в суд, что мы не заперечуємо проти зняття арешту там…
Тамразов: Ну я понимаю, оно выйдет некрасиво… Я просто думал может быть какой-то вариант, что не то что не заперечують, а что сьогодні, за столько-то времени слідства, немає підстав… На самом деле ситуация какая – он (газ) там лежит, деньги съедаются за хранения Трансгазом, ещё куча говна там всякого, налоговая штрафные предоставляет… Никто от этого не выиграет – ни государство, ни компания, никто. Его нужно было либо конфисковать уже давно, за четыре года, либо…
Кулик: Ну я говорю вам, что может быть. Вам надо выбрать просто… Ставицкий потом берет это письмо и начнет его всюду показывать, что прокуратура с каких-то причин отказалась поддерживать арест.
Тамразов: Он ж там краем бока. Он не бенефициар решающий, вообще не бенефициар… Я не могу комментирвать, как он об этом узнает…
Кулик: Какие-то ж телодвижения ходят, что он заказал статьи. Как-то он контролирует эту ситуацию, получается. Слухи по этой ситуации… Просто откуда-то моя фамилия прозвучала.
Тамразов: Еще ничего не сделано. Ничего не поменялось за четыре года по сути.
(…) Кулик розповідає Тамразову, що біглий бізнесмен Курченко катається на яхті з російським мільярдером Прохоровим.
Кулик: Начиналось все с оперативной информации, что это фирма Ставицкого, проверяли это все. Когда узнали, что там есть Янэк (колишній президент Янукович – прим.) – оно стало еще интересней. Потому что это привязка к его деньгам. Не так много эпизодов, где привязка к его деньгам, причем лично.
(…)
Кулик: Основная рабочая версия была собрать доказательства, что компания принадлежит Ставицкому. Получить приговор по Ставицкому…
Тамразов: У него процент…
Кулик: Подконтрольная? Этого достаточно. Она может принадлежать разным людям, но контролируется одним человеком… Если мы сможем доказать, что Ставицкий контролирует компанию, мы можем ставить вопрос о конфискации как его актива.
Тамразов: … Он контролировал в пероод до 2013 года… перестал контролировать. И как товар, произведен в 2014 году может относиться к тому, что он контролировал в 2013?
Кулик: Объективно таких данных нет, в какой перод контролировал и в какой не контролировал. Косвенно, да. Это реально из практики получить такое решение суда. Чтобы доказать, что это неправильная версия, противоположная сторона должна прибыть в судебное заседание… Если Ставицкий не явится, должны прийти другие собственники, бенефициары, сказать, что это мы. Кто прийдет?!
Тамразов: То-то.
Кулик: Второй вариант, это доказать, что с этой компании платились вынагороды, взятки Ставицкому или кому-то с Янэком.
(…)
Кулик: Мне эта ситуация не сильно нравится. То судья готова, то судья не готова…
Тамразов: Мы с ней пообщались, она сказала, как оно есть. Она говорит, что вот эти два условия ей нужны… И тогда я буду видеть, что там… (частина нерозбірливо) И за что же нам тогда цену, если мы должны первые два условия выполнить, если одна сторона хочет снять, а вторая не против – а что она делает?
Кулик: В том то и дело – ее роль только в подписании бумаги. Вот я и говорю, что оно не совсем понятно это всё.
Олексій Тамразов: И это не первый раз такой процесс с судьями…
Кулик: Что-то тут… Как-то оно все… в общем…
Тамразов: Какая страна – такие и дела…
Кулик: Это да… Ладно, так что мы тогда делаем, скажите мне?
Тамразов: Завтра с ней еще раз переговорят, на всякий случай…
Кулик: Честно скажу, что мне не нравится… Мне не нравятся телодвижения, потому что мы… ну… Вчера там решили посмотреть, еще за нами кто-то катается…
Наприкінці зустрічі Тамразов спробував віддати Кулику паперовий пакет, в якому нібито був хабар.
Кулик: Это что?
Тамразов: Это… сувенир…
Кулик: А можно, чтобы вы до машины донесли сувенир?
Тамразов: Ну я же не пытался вручить…
Кулик: Я вообще такой в нежданной ситуации… Им только дай зацепку, где поймать… Это вообще подарок судьбы будет…
Тамразов: Ну время покажет. Ну я ж за себя отвечаю. А за других я отвечать не могу…
Кулик: У меня четверо детей на содержании. Арестовать нельзя!
(ідуть у службову машину Кулика. Прокурор відправляє водія покурити і обоє сідають в машину)
Кулик: Есть у меня тут чудо-фонарик… Который всё светит. Вот он. Это называется следственный чемоданчик.
Тамразов: (нерозбірливо) как-то было прокурору… каждую пачку упаковали в клеенку такую обтягивающую… Офигенно, говорю, принесли прокурору взятку как в магазине упакованную…
Кулик: (світить ліхтариком на гроші) Нигде здесь слово “взятка” не написано? Сейчас, подождите… Оставляйте. Сколько тут, сто? (загалом Тамразов передав Кулику 100 тисяч доларів хабара)
Після передачі грошей Тамразова затримали працівники СБУ. Зараз він перебуває під заставою у 3 млн гривень. Наступне засідання у справі призначене на 16 жовтня.
Олексій Тамразов був першим заступником голови правління державної компанії «Укргазвидобування» з 2010 по березень 2014 року.
Едуард Ставицький – міністр енергетики та вугільної промисловості України за часів президенства Януковича.
Прокурор Кулик раніше очолював військову прокуратуру сил АТО і з 2015 року сам підозрювався НАБУ в незаконному збагаченні. У квітні 2020 суд закрив справу, бо стаття, за якою його звинувачували втратила чинність (визнана неконституційною).
У квітні 2017, генпрокурор Юрій Луценко перевів Кулика на посаду заступника начальника Департаменту міжнародно-правового співробітництва ГПУ.
У листопаді 2019 Кулика звільнили з органів прокуратури, тому що не з’явився для проходження атестації.